О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
1. Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ «Детский сад № 1 «Буратино» с. Ялхой-Мохк Курчалоевского района» на 2023 - 2024 учебный год
1.1 Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Буратино» с. Ялхой-Мохк Курчалоевского района» (далее ДОУ) на 2023 - 2024 учебный год составлен в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
7. Приказом № 31 от 21 января 2019 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
8. .Письмом Минобрнауки Росси и от 28.02.2014 N 08 -249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования ";
9. Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) .
10. Уставом ДОУ.
Учебный план МБДОУ «Детский сад № 1 «Буратино» с. Ялхой-Мохк, является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности.
1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана
Фундамент образовательного процесса составляет образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утверждённая в ДОУ.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, федеральной образовательной программой дошкольного образования, Уставом ДОУ, приоритетного направления ДОУ, с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цели Программы:
- разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Реализация Программы направлена на:
- создание ПДР (пространство детской реализации) -поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка; создание условий для самореализации ребенка;
- создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
- обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения с взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
- ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально - комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Образовательная программа ДОУ реализуется в сочетании с программой З.В. Масаева, «Мой край Родной» - Грозный 2014 г., программой «Сан къоман хазна» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников АО «ИПК «Грозненский рабочий» 2022 г. – 400с.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы, и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую.
В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением:
- инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
- вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности.
Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников.
Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений.
В 2023- 2024 г. в ДОУ функционируют 2 группы общеразвивающей направленности:
от 3 до 4 лет (младшая) -1группа
от 5 до 6 лет (старшая) -1группа
Группы работают в режиме 5-дневной недели с 12-часовым пребыванием дошкольников и однородны по возрастному составу детей.
Психолого-педагогическая работа с воспитанниками учреждения осуществляется педагогом-психологом и строится с учётом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного процесса.
1.3. Структура учебного плана организованной образовательной деятельности Учебный день делится на три блока:
1) утренний образовательный блок включает в себя:
- самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем;
- утренний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога)
2) развивающий блок представляет собой:
- организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности);
- наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке;
3) вечерний блок включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя с ребенком;
- свободную самостоятельную деятельность воспитанников;
- образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурно оздоровительного направления.
- вечерний круг (проводится в форме развивающего общения, диалога)
На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.
В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности:
Младшая группа – не более 15 мин. – 2 часа 30 минут.
Старшая группа – не более 25 мин.– 5 часов 25 мин. в неделю.
Занятия:
1. Находятся в ЗБР (Зона ближайшего развития), то есть задания должны быть достаточно сложными, чтобы ребенку надо было приложить усилия для решения задачи, но выполнимыми, чтобы ребенок оказывался в ситуации успеха.
2.Соответствуют деятельностному подходу, то есть опираются на детские смыслы и интересы, специфически детские виды деятельности, чтобы дети были активными, заинтересованными участниками процесса.
3. В занятиях соблюдается принцип возрастного соответствия, то есть на занятиях учитываются возрастные особенности развития детей и опираются на ведущий вид деятельности.
4. Занятие строиться на принципах развивающего обучения, то есть работа направлена не столько на накопление знаний детей, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения
5. При подборе материала для занятий учитывается принцип культуросообразности, то есть используется материал, отвечающий культурно-историческим ценностям и традициям народов РФ.
О календарно-учебном графике
Годовой календарный учебный график
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Буратино» с. Ялхой-Мохк Курчалоевского района»
на 2023 – 2024 учебный год
Содержание |
Возрастные группы |
|||
Группа младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) |
Группа старшего дошкольного возраста (5 -6 лет) |
|||
Количество групп |
1 |
1 |
||
Адаптационный период |
01.08.-31.08.2024 |
- |
||
Начало учебного года |
01.09.2023 |
01.09.2023 |
||
Окончание учебного года |
31.05.2024 |
31.05.2024 |
||
Период каникул |
29.12.2023 - 09.01.2024 |
29.12.2023 - 09.01.2024 |
||
Продолжительность учебного года (неделя), всего, в том числе: |
37 недель |
37 недель |
||
I полугодие |
17 недель |
17 недель |
||
II полугодие |
20 недель |
20 недель |
||
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
5 дней |
||
Количество ООД в неделю (с учетом дополнительных образовательных услуг) |
10 |
13 |
||
Длительность ООД |
15 мин
|
25 мин |
||
Максимальный перерыв между ООД |
10 минут
|
10 минут |
||
Объем недельной образовательной нагрузки ООД |
150 мин 2 ч.30 мин |
325 мин. 5 ч.25мин. |
||
- 1 половина дня |
2 ч.30 мин.
|
250 мин. 4 ч.10 мин. |
||
- 2 половина дня |
- |
75 мин. 1ч.15 мин. |
||
Промежуточная психологопедагогическая диагностика |
- |
-
|
||
Определение результатов освоения ООП и АООП |
01.09. - 15.09.2023 |
01.09.- 15.09.2023 |
||
13.05.- 24.05.2024 |
13.05.- 24.05.2024 |
|||
Летний оздоровительный период |
01.06. - 30.08.2024 |
|||
|
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ:
с 3 по 4 ноября 2023 - День народного единства;
29.12.2023-08.01.2024 – Новогодние каникулы;
23.02. – 25.02.2024 – День защитника Отечества; 8.03. – 10.03.2024 - Международный женский день;
28.04.-1.05.2024- праздник Весны и Труда;
9.05. – 12.09.2024 – День Победы
Пояснительная записка к годовому календарному графику работы ДОУ № 1 «Буратино» с. Ялхой-Мохк на 2023/2024 учебный год
Годовой календарный график - является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 1 «Буратино» с. Ялхой-Мохк.
Годовой календарный график разработан в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ с изменениями от 24 марта 2021 года;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019);
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Уставом ДОУ.
Годовой календарный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Содержание годового календарного графика включает в себя следующее:
- режим работы ДОУ;
- продолжительность образовательного года;
- количество недель в образовательном году;
- сроки проведения каникул, их начало и окончание, дни здоровья, предусмотренные Уставом ДОУ;
- перечень проводимых праздников для воспитанников;
- сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы ДОУ;
- праздничные дни;
- работа ДОУ в летний период;
Годовой календарный график обсуждается и принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующей ДОУ до начала учебного года.
Все изменения, вносимые ДОУ в годовой календарный график, утверждаются приказом заведующей образовательным учреждением и доводятся до всех участников образовательного процесса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Буратино» с. Ялхой-Мохк» в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с годовым календарным графиком.